Память в работе врача

Значение памяти и внимания в профессиональной деятельности человека

Память в работе врача

Предыдущая33343536373839404142434445464748Следующая

Память удерживает объективную информацию, положенную в основу профессиональных знаний, умений, навыков, в фундамент профессионального опыта и мастерства.

Память характеризуется объемом, то есть количеством предметов или фактов, которые способен запоминать человек за определенное время. Ее нужно постоянно тренировать, развивать.

Лучше запоминается то, что связано с целью деятельности, ее содержанием. При запоминании большую роль играет интерес к тому, что надо запомнить.

Увлеченный своей работой человек запоминает лучше все, что связано с его профессией, значительно прочнее и быстрее человека, который тяготится своей работой.

При этом большое значение приобретает диагностика памяти человека. Изучение законов памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. С самого начала большое значение придавалось измерению объема памяти, так как считалось, что предпосылкой «сильного» интеллекта является быстрота, с которой субъект запоминает материал.

Чтобы измерить «чистую» память, необходимо устранить все осложняющие влияния, которые оказывает на нее интеллектуальная переработка материала. Измеряя память, необходимо принять меры, чтобы материал, который запоминают испытуемые, не был ими уложен в определенные смысловые структуры (Н.И. Шевандрин, Л.В. Тарабакина и др.).

«Чистую» память называют непосредственным процессом, или объемом памяти. Классические исследования ее основных законов выполнены Г. Эббингаузом. Со времен Эббингауза стали создаваться мнемометры, позволяющие предъявлять экспериментальный материал по элементам через определенные промежутки времени. Наиболее часто употреблялись конструкции мнемометров Вирта, Липпмана, Мюллера и других.

Основные методы исследования памяти можно разделить на две ключевые группы:

· методы исследования непосредственной памяти (эти методы позволяют определить число элементов, которое может удержать обследуемый без применения каких-либо специальных приемов смысловой организации материала);

· методы опосредованного запоминания (с помощью этих методов определяется повышение объема и прочности запоминания в результате применения специальных (мнемотехнических) средств, позволяющих ввести запоминаемые элементы в систему логических связей или использовать смысловую организацию запоминаемого материала).

Рассмотрим значение внимания в профессиональной деятельности человека. В трудовой деятельности внимание со всеми его характеристиками представляет собой один из элементов трудового навыка человека. Выработанные в трудовой деятельности определенные качества внимания становятся затем чертами характера работника.

В сложной многогранной деятельности менеджера, объектами внимания могут быть в каждый отдельный момент деловой партнер, предмет договора, товар, цена, покупатель, счета, накладные и т.д.

Деятельность как таковая может не вызвать у человека непосредственного интереса, но так как ее выполнение необходимо для решения важной задачи, она становится предметом внимания.

Так, когда товаровед принимает новые товары, бухгалтер подсчитывает колонки цифр, представитель фирмы ведет переговоры с партнером, ни один из них не может быть невнимательным, если хочет получить безошибочный результат.

Искусство деловых переговоров требует от партнеров мобилизации внимания, как настройщика сознания на существо обсуждаемой проблемы. Умение подчинить свое внимание, руководить им, перерастает в такое важное качество, как внимательность, а это уже личностное свойство, оно профессионально значимо для делового человека (А.К. Семенов, Е.Л. Маслова).

Внимание проявляется в других познавательных процессах. Невозможно быть «просто» внимательными, можно со вниманием воспринимать, запоминать, рассуждать и т.д.

Внешне внимание выражается в мимике, позе, движениях. Оно возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию.

Так, наблюдая делового партнера, можно по внешним признакам сделать вывод, внимателен ли он к предмету разговора или нет.

К числу профессионально значимых характеристик внимания относятся:

· избирательность;

· возможность распределения;

· устойчивость;

· концентрированность;

· объем;

· переключаемость.

Эти свойства внимания по-разному необходимы в различных видах деятельности, так, для бизнеса главное это переключаемость и возможность распределения, для других профессий, главной целью которых являются наблюдение и контроль, наибольшее значение приобретает устойчивость внимания и т.д.

Известно, что для поддержания продолжительного и интенсивного внимания от организма требуется большое нервное напряжение. Возникает необходимость создания во время работы обстановки, способствующей отвлечению внимания от ненужных воздействий.

Определено, что среди разнообразных качеств внимания большое значение имеют распределение и устойчивость внимания.

Многие виды деятельности требуют одновременного выполнения нескольких действий и быстрого переключения от одного действия к другому.

Устойчивость внимания проявляется в точности выполнения деятельности и сохранении темпа познавательных процессов на протяжении определенного времени.

Предыдущая33343536373839404142434445464748Следующая .

Источник: //mylektsii.ru/6-115423.html

Тренировка и развитие памяти

Память в работе врача

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической.

Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.

В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.

Память не только природный дар, но и результат целенаправленного формирования, поэтому надо учитывать такие факторы:

§ Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

§ При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец (“эффект края”).

§ Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

§ Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например, в течение нескольких часов или дней.

§ Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

§ С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

§ То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

§ Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

§ Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием

§ Память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

§ Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстана­вливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние (закон регрессии)

§ Незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные (эффект Зейганик). Незавершенные задания в 3 раза чаще называются в первую очередь, чем завершенные. Количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое выше количества запомнившихся завершенных.

Но он наблюдается не всегда. Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, а при слабой мотивации – прерванные.

При адекватной самооценке эффект незавершенного действия соблюдался, а при повышенной или пониженной самооценке – нет.

§ Когда мы вспоминаем длинный список, то слова в конце списка вспоминаются с большей легкостью, чем слова из середины списка (эффект новизны). В социальной психологии термин используется для описания того факта, что впечатление одного человека о другом человеке обычно бывает окрашено наиболее свежей информацией о нем.

Таким образом, условиями успешного запоминания являются:

– многократное и систематическое повторение;

– разделение материала на части и выделение в нём смысловых единиц;

– понимание.

Однако следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.

Память в работе врача

Важным профессиональным качеством врача являются мнемические способности. Доказано, что врачи обнаруживают большой объем памяти. При этом особенно востребованной во врачебной деятельности является оперативная память. Так, Б. А.

Ясько пишет: «Развитая оперативная память, её большой объем, быстрота и точность воспроизведения, помехоустойчивость являются основными характеристиками оперативной памяти и значимыми условиями успешности профессиональной деятельности врача».

* Работая с пациентом, врач должен постоянно учитывать активный характер процессов хранения и переработки информации; Например, вытеснение – один из видов психологической защиты, представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на человека и переживаются им в форме тревоги, страха и т.п..

* Необходимо учитывать законы памяти при сборе анамнеза; Например, закон Рибо (Ribot Th.

, 1881) – память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавлива­ются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние. *

*Учитывать законы психологии при закреплении в памяти клиентов врачебных рекомендаций и предписаний. Пример, законы Эббингауза.

Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно.

Между точностью воспроизведенных событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

* Большое значение исследования памяти имеют при многих соматических заболеваниях, особенно с длительным хроническим течением, сопровождающимся астенией.

* Психология памяти – важнейшая основа для процессов обучения как непроизвольного, так специально организованного. Существенная часть пропаганды здоровья строится на обучении навыкам здорового образа жизни и переделке навыков деструктивного поведения (в том числе и разрушение деструктивных фантазий).

* Работа с воображением с недавних пор получила широкое распространение как в клинике соматических заболеваний, так и в психотерапии, психиатрии. Вот что пишут американские исследователи: из всего изученного «…

мы заключили, насколько важно подробно исследовать содержание визуализаций (зрительных, а точнее, образных, часто метафорических – представлений пациента о характере происходящих в нем болезненных процессов), чтобы увидеть, как они передают установки пациента.

С тех пор мы стали уделять серьезное внимание тому, чтобы определять, не склонен ли тот или иной больной «припорашивать снежком», то есть прятать свои отрицательные чувства или каким-либо другим способом мешать лечению».

7.2. Материал для самоподготовки

Вопросы:

1.Дайте определение памяти.

2.Назовите основные функции памяти.

3.Назовите основные характеристики памяти.

4 Какие виды памяти существуют у дочеловеческих организмов?

3. Назовите известные Вам подходы к изучению механизмов памяти.

4. В соответствии с какими критериями выделяются различные виды памяти?

5. Что такое эйдейтическая память?

6. Назовите известные Вам виды памяти.

7. Что такое время консолидации следов?

8. Какую функцию выполняет кратковременная память?

9. Возможно ли хорошее функционирование долговременной памяти без памяти кратковременной?

10. Что собой представляет оперативная память? В чём заключается её функция?

11. В чём отличие между механической и смысловой памятью?

12. Назовите известные Вам процессы памяти.

13. Перечислите характеристики памяти.

14. Назовите условия успешного запоминания.

15. Какие процессы влияют на эффективность запоминания?

16. Дайте характеристику нарушений памяти человека.

Тесты:

1. Способность к воспроизведению прошлого опыта и выражающиеся способностью длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения:

а) память

б) мышление

в) внимание

г) самосознание

2. К видам памяти относятся:

а) преактивная и ретроактивная

б) распределенная и устойчивая

в) произвольная и непроизвольная

г) все варианты верны

3. Зрительная память относится к следующему типу:

а) механическая память

б) образная память

в) логическая память

г) кратковременная память

Источник: //cyberpedia.su/9x168a2.html

9. Память в работе врача

Память в работе врача

Важнымпрофессиональным качеством врачаявляются мнемические способности.Доказано, что врачи обнаруживают большойобъем памяти. При этом особенновостребованной во врачебной деятельностиявляется оперативная память. Так, Б. А.

Ясько пишет: «Развитая оперативнаяпамять, её большой объем, быстрота иточность воспроизведения, помехоустойчивостьявляются основными характеристикамиоперативной памяти и значимыми условиямиуспешности профессиональной деятельностиврача».

*Работая с пациентом, врач должен постоянноучитывать активный характер процессовхранения и переработки информации;Например, вытеснение– один из видов психологической защиты,представляющий собой процесс, в результатекоторого неприемлемые для индивидамысли, воспоминания, переживания«изгоняются» из сознания и переводятсяв сферу бессознательного, продолжая,однако, оказывать влияние на человекаи переживаются им в форме тревоги, страхаи т.п..

*Необходимо учитывать законы памяти присборе анамнеза; Например, закон Рибо(Ribot Th.

, 1881) – память человека теряетсяи восстанавливается по одному и томуже закону: при потерях памяти в первуюочередь страдают наиболее сложные инедавно полученные впечатления; привосстановлении памяти дело обстоитнаоборот, т.е. сначала восстанавлива­ютсянаиболее простые и старые воспоминания,а затем наиболее сложные и недавние. *

*Учитыватьзаконы психологии при закреплении впамяти клиентов врачебных рекомендацийи предписаний. Пример, законы Эббингауза.Человек может объективно правильновоспроизводить события, но не осознаватьэтого и, наоборот, ошибаться, но бытьуверенным, что воспроизводит их правильно.Между точностью воспроизведенныхсобытий и уверенностью в этой точностине всегда существует однозначная связь.

* Большое значениеисследования памяти имеют при многихсоматических заболеваниях, особенно сдлительным хроническим течением,сопровождающимся астенией.

*Психология памяти – важнейшая основадля процессов обучения как непроизвольного,так специально организованного.Существенная часть пропаганды здоровьястроится на обучении навыкам здоровогообраза жизни и переделке навыковдеструктивного поведения (в том числеи разрушение деструктивных фантазий).

* Работа с воображениемс недавних пор получила широкоераспространение как в клинике соматическихзаболеваний, так и в психотерапии,психиатрии. Вот что пишут американскиеисследователи: из всего изученного«…

мы заключили, насколько важно подробноисследовать содержание визуализаций(зрительных, а точнее, образных, частометафорических – представлений пациентао характере происходящих в нем болезненныхпроцессов), чтобы увидеть, как онипередают установки пациента.

С тех пормы стали уделять серьезное вниманиетому, чтобы определять, не склонен литот или иной больной «припорашиватьснежком», то есть прятать свои отрицательныечувства или каким-либо другим способоммешать лечению».

7.2.Материалдля самоподготовки

Вопросы:

1.Дайте определениепамяти.

2.Назовите основныефункции памяти.

3.Назовите основныехарактеристики памяти.

4 Какие виды памятисуществуют у дочеловеческих организмов?

3. Назовите известныеВам подходы к изучению механизмовпамяти.

4. В соответствиис какими критериями выделяются различныевиды памяти?

5. Что такоеэйдейтическая память?

6. Назовите известныеВам виды памяти.

7. Что такое времяконсолидации следов?

8. Какую функциювыполняет кратковременная память?

9. Возможноли хорошее функционирование долговременнойпамяти без памяти кратковременной?

10. Что собойпредставляет оперативная память? В чёмзаключается её функция?

11. В чём отличиемежду механической и смысловой памятью?

12. Назовите известныеВам процессы памяти.

13. Перечислитехарактеристики памяти.

14. Назовите условияуспешного запоминания.

15. Какие процессывлияют на эффективность запоминания?

16. Дайте характеристикунарушений памяти человека.

Тесты:

1. Способностьк воспроизведению прошлого опыта ивыражающиеся способностью длительнохранить информацию и многократно вводитьее в сферу сознания и поведения:

а) память

б) мышление

в) внимание

г) самосознание

2.К видам памяти относятся:

а) преактивная иретроактивная

б) распределеннаяи устойчивая

в) произвольная инепроизвольная

г) все вариантыверны

3. Зрительнаяпамять относится к следующему типу:

а) механическаяпамять

б) образная память

в) логическаяпамять

г) кратковременнаяпамять

4.Сколько в среднем слов за раз можетзапомнить человек?

а) 17 – 20

б) 3 – 4

в)12 – 15

г) 5 – 9

5. Чтотакое мнемотехнические приемы?

а) специальныеприемы для облегчения запоминания

б) перевод информациив образы, картинки

в) длительноесохранение информации

г)сохранение информации в течениенескольких часов

6. Отсутствиемпамяти называется:

а)апперцепция

б)традукция

в)амнезия

г) все вариантыневерны

7. Формывоспроизведения:

а) узнавание

б) реминисценция

в) воспоминание

г) все вариантыверны

8. Ккакому виду памяти человек в естественныхусловиях не имеет доступа?

а) к промежуточной

б) к долговременной

в) к оперативной

г) к кратковременной

9.Отсроченное воспроизведение ранеевоспринятого, казавшегося забытым:

а) реминисценция

б) эйдетизм

в) индукция

г) дедукция

10.Установите соответствие:

1.Запоминание 1. процесс активнойпереработки, систематизации, обобщениематериала, овладения им

2.Сохранение 2. процесс запечатленияи последующего сохранения воспринятойинформации

3.Узнавание 3. процесс потери доступак запомненному ранее материалу,невозможность воспроизвести усвоенное

4.Воспроизведение 4. процесс восстановленияпрежде воспринятого при повторнойвстрече с объектом, при повторном еговосприятии

5.Забывание 5. процессвосстановления прежде воспринятого вотсутствии объекта

Задачи длясамоподготовки:

Практическаячасть для самоподготовки:

Источник: //studfile.net/preview/11637323/page:30/

ТерриторияЗдоровья
Добавить комментарий