Гипоназальность это

Гипофиз. Эпифиз. Надпочечники. Тимус — урок. Биология, Человек (8 класс)

Гипоназальность это

Ведущей гормональной системой организма является система гипоталамус — гипофиз — надпочечники.

Железы внутренней секреции, входящие в эту систему, являются важнейшими регуляторами физиологических процессов, лежащих в основе целостных реакций организма.

Гипоталамус (отдел головного мозга) в этой системе выполняет роль высшего подкоркового эндокринного регулятора: он выделяет факторы стимуляции гипофиза (нейросекреция).

Гипофиз — это железа внутренней секреции, которая регулирует активность многих других эндокринных желёз (и, соответственно, органов человека).

Эта железа размером с горошину (масса гипофиза у взрослого человека \(0,6\)–\(1,1\) г), расположенная у основания мозга, состоит из трёх долей (передней, задней и средней).

Передняя доля гипофиза секретирует гормоны (тропные гормоны), влияющие на рост и функции других эндокринных желёз. Эти гормоны регулируют функции:

  • щитовидной железы (тиреотропный гормон),
  • половых желёз (гонадотропный гормон),
  • коры надпочечников (адренокортикотропный гормон — АКТГ).

Ещё один из гормонов передней доли гипофиза — гормон роста, или соматотропный гормон — регулирует рост костей в длину, ускоряет обмен веществ. При его недостатке замедляется рост ребёнка, развивается карликовость (пропорции тела и психическое развитие человека не нарушаются).

Повышение содержания гормона роста в организме ребёнка вызывает его усиленный рост и приводит к гигантизму.

При выделении в кровь избыточного количества гормонов роста у взрослого человека, когда рост костей завершён, развивается болезнь акромегалия. У таких больных увеличиваются кости пальцев, стоп, лицевой части черепа. При этом усиленно растут нос, подбородок, увеличивается язык, объём сердца и других органов. Голосовые связки утолщаются, и голос становится грубым.

Гипофиз выделяет гормоны, которые стимулируют рост и созревание половых клеток, образование и выделение молока молочными железами, а также влияют на водно-солевой обмен в организме.

Секреция гормонов гипофиза в кровь регулируется по принципу обратной связи (саморегуляции): снижение содержания определённого гормона в крови вызывает выделение гипофизом соответствующего гормона, который повышает активность железы.

Задняя доля гипофиза выделяет два гормона:

  • гормон вазопрессин усиливает обратное всасывание воды из первичной мочи в почечных канальцах (если его не хватает, то человек теряет очень много воды с мочой).
  • Гормон окситоцин усиливает сокращение гладкой мускулатуры (особенно важно его присутствие в организме женщины во время родов, так как без этого гормона гладкие мышцы матки не могут сокращаться).

В центральной части гипофиза, которую ещё называют промежуточной долей, вырабатывается меланоцитостимулирующий гормон (МСГ), избыток которого приводит к потемнению кожи.

Эпифиз (шишковидное тело) — относится к головному мозгу и регулирует биологические ритмы организма (суточные, сезонные и др.). В нём вырабатывается гормон, тормозящий преждевременное половое созревание. Выделение гормона зависит от освещённости.

Надпочечники расположены на верхних полюсах почек и имеют вид уплощённых пирамид.

Каждый надпочечник состоит из наружного, коркового, и внутреннего, мозгового, слоёв.

Корковое вещество надпочечников вырабатывает более \(40\) гормонов, которые влияют на обмен веществ, регулируют минеральный и водный обмен. Надпочечники также вырабатывают и половые гормоны.

Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормон адреналин (при действии на организм сильных стрессовых раздражителей, например страха).

Адреналин повышает возбудимость нервной системы, усиливает частоту сердечных сокращений, оказывает влияние на просветы сосудов (расширяет сосуды сердца), увеличивает кровоток в печени, мышцах, мозге, уменьшает утомляемость мышц.

В надпочечниках также образуется гормон норадреналин, играющий роль медиатора в синапсах и оказывающий противоположное адреналину действие на частоту сердечных сокращений (замедляющий их).

Тимус (вилочковая железа)

Тимус (вилочковая железа) помещается за грудиной и развит у новорожденных. Его гормоны влияют на иммунитет, регулируют функцию других эндокринных желёз: тормозят активность щитовидной железы, задерживают половое созревание организма.

У взрослых тимус атрофируется. В этой железе происходит дифференциация и размножение клеток — предшественников Т-лимфоцитов, гормон тимозин регулирует углеводный обмен и обмен кальция, влияет на регуляцию нервно-мышечной передачи.

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

Источник: //www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/endokrinnaia-sistema-16127/osnovnye-sekretornye-zhelezy-16301/re-83b452ae-5bad-4453-bce9-d37f329dc98f

Причины нарушения тембра голоса: гиперназальность (определение. х-ка); х-ка голоса в дооперационный и послнеоперационный период.ы

Гипоназальность это

Гиперназальность — особенность голоса, отражающая выдыхание избытка воздуха через нос во время разговора.

Голос глухой, сдавленный, неполетный, слабый, исто­щаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым оттен­ком. Акустические изменения в спектре голоса лишают его звонкости и полетности и снижают разборчивость речи.

Другие изменения тембра связаны с объединением полостей носа, рта и глотки в одну, с особенностями конфигурации резо­наторов при выраженных рубцах после уранопластики, с нали­чием дополнительных складок слизистой оболочки, ограничением открывания рта.

В доречевом периоде дети кричат, плачут, гулят нормальным детским голосом. Изменение тембра их голоса — открытый носовой оттенок проявляется «первые при лепете, когда ребенок начинает артикулировать свои первые согласные фонемы.

В дальнейшем, примерно до семи лет, дети с врожденными расщелинами неба говорят (как до пластической операции, так часто и после нее) голосом с носовым оттенком, но по другим качествам явно не отличающимся от нормального.

Существуют три основные причины патологии голоса при врожденных расщелинах нёба.

Нарушение механизма нёбно-глоточного смыкания.

Вследствие тесной функциональной связи мягкого нёба и гортани малейшее напряжение и движение мышц нёбной занавески вызывает соот­ветствующее напряжение и двигательную реакцию в гортани.

При расщелинах нёба мышцы, поднимающие и растягивающие его, при этом из-за понижения функциональной нагрузки в них, как и в мышцах глотки, идет дистрофический процесс.

Влияние особенностей поведения на развитие голоса. Стес­няясь уродства лица и дефектной речи, не желая привлекать внимание окружающих, дети привыкают говорить постоянно тихо, не повышая силы голоса ни при каких обстоятельствах. Отсутст­вие тренированности приводит к закреплению тихого звучания.

Неправильное образование при ринолалии ряда звонких со­гласных ларингеальным (гортанным) способом, когда смыкания осуществляются на уровне гортани и озвучиваются трением воз­духа о края ых складок. В этом случае гортань принима­ет на себя, по словам М. Зеемана, дополнительную функцию артикулятора, что, безусловно, не остается безразличным для го­лосовых складок.

Обследование детей с ринолалией

Для понимания специфических особенностей структуры речевого дефекта, правильной организации комплексной коррекционной работы необходимо провести подробное всестороннее исследование клинических и психолого-педагогических данных ребенка с расщелиной неба.

На важность комплексного изучения детей с анатомическими дефектами неба указывают многие исследователи (Чиркина Г.В., Волосовец Т.В. и др.). Выявить структуру дефекта и поставить правильный диагноз можно лишь при тесном сотрудничестве челюстно-лицевых хирургов, ортодонтов, стоматологов, педиатров, логопедов, психологов, невропатологов, психиатров.

Используются различные методы исследования: изучение медицинской и педагогической документации, педагогическое наблюдение за детьми в условиях свободного общения и на специальных занятиях, беседы с врачами, родителями, детьми, объективные методы исследования, рентгенография и т.д.

В процессе выявления и последующего преодоления любого речевого нарушения необходимо соблюдать основополагающие принципы логопедии. При обследовании детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба наиболее актуальными являются следующие: принцип комплексности, принцип системного подхода, принцип индивидуального подхода, принцип учета ведущей деятельности возраста.

Медико-психолого-педагогическая диагностика включает изучение данных анамнеза, логопедического и психолого-педагогического статуса. Исследование ребенка начинается с беседы с родителями и изучения медицинской и психолого-педагогической документации.

Сбор анамнестических данных и изучение документации.

Отмечается наследственность; особенности протекания пренатального, натального, постнатального периодов; тип и вид расщелины; сроки оперативного вмешательства; небно-глоточное смыкание; аномалии в строении и нарушения функции органов артикуляции; ая и дыхательная функции; общее соматическое состояние; раннее физическое и речевое развитие; состояние моторной функции: общая моторика, мелкая моторика пальцев рук, артикуляционная моторика; состояние физического слуха; состояние интеллекта; роль социальных факторов, микросоциальное окружение; длительность пребывания в стационаре; дефекты воспитания; занимался ли с логопедом, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика; заключения специалистов.

Логопедическое обследование.

Логопед должен уметь определить, какие компоненты речевой системы страдают, какова степень тяжести нарушения, что первично в структуре дефекта, а что вторично.

Успешное решение задач коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно было определено речевое нарушение, от степени его тяжести и начала коррекционных занятий.

Логопедическое обследование включает следующее: обследование состояния артикуляционного аппарата (строение и функции), выявление патологической активности лицевой и мимической мускулатуры, обследование состояния дыхательной функции, состояния ой функции, обследование звукопроизношения, просодической стороны речи, состояния фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу (звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ), обследование лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слов, сформированности навыка словообразования, обследование состояния монологической речи.

Схема обследования дыхания у детей

с открытой органической ринолалией

– тип физиологического дыхания (верхне-ключичное, ключично-грудное, диафрагмально-реберное);

– частота дыхания (учащенное, норма);

– ритмичность дыхания (аритмичное, норма);

– носовое дыхание (норма, затруднено, отсутствует);

– ротовой выдох (сформирован/не сформирован);

– направленная воздушная струя (сформирована/не сформирована);

– речевое дыхание (выдох при фонации): носовое, ротовое, смешанное;

– глубина, длительность и направленность речевого выдоха (ротового выдоха при фонации).

Схема обследования качеств голоса у детей

с открытой органической ринолалией

– сила голоса (чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся)

– высота голоса (умение изменять голос по высоте, возможность ых модуляций): модулированный, не модулированный;

– тембр голоса (степень назализации – гиперназализация, сильная, умеренная, отсутствует; яркость, звонкость, глухость голоса, наличие осиплости или охриплости голоса, напряженности фонации).

Особенности ой функции выявляются в ходе обследования и беседы с детьми.

Обследование состояния звукопроизношения

На данном этапе основной целью является оценка сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребенка.

Обследование начинается с проверки изолированного произнесения звуков, затем предлагают произнести слова и фразы, содержащие определенные звуки, отраженно за логопедом.

При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры. В последнюю очередь проверяется произнесение звуков в спонтанной речи. Исследование наиболее целесообразно осуществлять в игровой форме.

Обследование просодической стороны речи

Важно обратить внимание на мелодико-интонационную выразительность, соблюдение темпо-ритмической организации речи, выраженность эмоциональных оттенков, расстановку пауз, логических ударений, громкость, разборчивость речи в целом. Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок.

Обследование состояния фонематического восприятия

и способности к фонематическому анализу

Исследование проводится в трех направлениях: дифференциация изолированных звуков, на уровне слогов и на уровне слова. Для того чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, необходимо предлагать задания, исключающие артикулирование.

Обследуя ребенка, также важно определить, является ли выделяемое нарушение самостоятельным дефектом или ринолалия осложняется фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, дисграфией и дислексией.

Психолого-педагогическое обследование включает обследование психологической базы речи, выявление особенностей психического развития детей, ведущей деятельности (особенности игровой деятельности детей), изучение уровня сенсорного развития, состояния общей и мелкой моторики. Исследование может проводиться совместно психологом и другими педагогами, работающими с детьми данной категории.

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 217;

Источник: //studopedia.net/12_45776_prichini-narusheniya-tembra-golosa-gipernazalnost-opredelenie-h-ka-h-ka-golosa-v-dooperatsionniy-i-poslneoperatsionniy-periodi.html

ТерриторияЗдоровья
Добавить комментарий