4 Фенотипические группы

Решение генетических задач по теме:

4 Фенотипические группы

Решение генетических задач на сцепление. 10 класс.

1. У кур встре­ча­ет­ся сцеп­лен­ный с полом ле­таль­ный ген (а), вы­зы­ва­ю­щий ги­бель эмбрионов, ге­те­ро­зи­го­ты по этому гену жизнеспособны.

Скре­сти­ли нор­маль­ную ку­ри­цу с ге­те­ро­зи­гот­ным по этому гену пе­ту­хом (у птиц ге­те­ро­га­мет­ный пол — женский).

Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, пол и ге­но­тип воз­мож­но­го потом­ства и ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потомства.

Пояснение.

1) ге­но­тип родителей: ХА Ха, ХА У,

2) ге­но­тип потомства — ХА У — курочка, ХА Ха , ХА ХА — петушки, Ха У — ку­роч­ка нежизнеспособная,

3) ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потомства — 33%.

2. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи.

Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит.

Объясните полученные результаты.

Пояснение.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: (М) ааbb (га­ме­ты: аb) , (О) АаBb (га­ме­ты: АB, аb);

2) ге­но­ти­пы потом­ства: 1 АаBb — серое тело нор­маль­ные кры­лья и 1 ааbb — чер­ное тело уко­ро­чен­ные кры­лья;

3) так как гены сцеп­ле­ны, а крос­син­го­вер не про­ис­хо­дит, то самец дает два типа гамет АВ и аb, а самка — один тип гамет аb. У потом­ства про­яв­ля­ет­ся толь­ко два фе­но­ти­па в со­от­но­ше­нии 1 : 1. (до­пус­ка­ет­ся иная ге­не­ти­че­ская сим­во­ли­ка, не ис­ка­жа­ю­щая смыс­ла ре­ше­ния за­да­чи)

3.

 У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

Пояснение.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ♀AAXHXH (га­ме­ты AXH); ♂aaXhY (га­ме­ты aXh, aY);

2) ге­но­ти­пы и пол детей: ♀AaXHXh; ♂AaXHY;

3) фе­но­ти­пы детей: внеш­не нор­маль­ная по обеим ал­ле­лям де­воч­ка, но но­си­тель­ни­ца генов аль­би­низ­ма и ге­мо­фи­лии; внеш­не нор­маль­ный по обеим ал­ле­лям маль­чик, но но­си­тель гена аль­би­низ­ма.

4. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой.

Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи.

Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей — дальтоников с карими глазами и их пол.

Пояснение.

1) ге­но­тип ма­те­ри — AaXDXd (га­ме­ты: AXD, aXD, AXd, aXd), ге­но­тип отца — aaXDY (га­ме­ты: aXD , aY);

2) ге­но­ти­пы детей: де­воч­ки — AaXDXD, ааXDXD, AaXDXd, ааXDXd, маль­чи­ки — AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей-даль­то­ни­ков с ка­ри­ми гла­за­ми: 12,5% AaXdY — маль­чи­ки.

5. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена, сцепленного с Х-хромосомой.

Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи.

Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Пояснение.

Отец женщины страдал ихтиозом, значит, Xb она получила от него; отец мужчины не имел катаракты, значит, по первому признаку отец мужчины аа, мужчина соответсвенно Аа, т.к. имеет катаркту.

Мама — ааXВXb; папа — AaXВY

Р: ♀ ааXВXb x ♂ AaXВY

G: ♀: aXВ; aXb

♂: AXВ; aXВ; AY ; aY

F1: AaXВXВ — девочка с катарактой и нормальной кожей

АаХВХb — девочка с катарактой и нормальной кожей

ааХВХВ — девочка с нормальным зрением и нормальной кожей

aaXВXb — девочка с нормальным зрением и нормальной кожей

АаХВY — мальчик с катарактой и нормальной кожей

ааХВY — мальчик с нормальным зрением и нормальной кожей

AaXbY — мальчик с катарактой и ихтиозом

aaXbY — мальчик с нормальным зрением и ихтиозом

В этой задаче проявляется закон независимого наследования признаков и признака, сцепленного с полом.

6. Гомозиготную по обоим при­зна­кам серую (А) муху дро­зо­фи­лу с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми (В) скре­сти­ли с чёрным (а) с за­ча­точ­ны­ми кры­лья­ми (в) самцом.

От скре­щи­ва­ния было по­лу­че­но мно­го­чис­лен­ное потомство. Гены ука­зан­ных при­зна­ков сцеп­ле­ны и на­сле­ду­ют­ся вместе. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы F1 и F2.

Как про­изо­шло бы расщепление, если бы при­зна­ки не были сцеплены? Объ­яс­ни­те ответ.

Пояснение.

1) В F1 все по­том­ки серые и с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми АаВв.

2) Так как гены сцеплены, у ги­бри­дов F1 об­ра­зу­ет­ся два сорта гамет АВ и ав.

3) По­это­му в F2 рас­щеп­ле­ние будет по ге­но­ти­пу 1ААВВ : 2АаВв:1аавв, а по фе­но­ти­пу 75% потом­ства серые с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми мухи и 25% — чёрные с за­ча­точ­ны­ми крыльями.

4) При не­сцеп­лен­ном на­сле­до­ва­нии рас­щеп­ле­ние про­изо­шло бы в со­от­вет­ствии с тре­тьим за­ко­ном Мен­де­ля о не­за­ви­си­мом на­сле­до­ва­нии при­зна­ков в со­от­но­ше­нии 9:3:3:1, так как в этом слу­чае скре­щи­ва­ют­ся две особи

с ге­но­ти­па­ми АаВв.

7.

 При скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го вы­со­ко­го рас­те­ния то­ма­та с округ­лы­ми пло­да­ми и кар­ли­ко­во­го (a) рас­те­ния с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (b) в потом­стве по­лу­че­но рас­щеп­ле­ние по фенотипу: 12 рас­те­ний вы­со­ких с округ­лы­ми плодами; 39 — вы­со­ких с гру­ше­вид­ны­ми плодами; 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми плодами; 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми плодами. Со­ставь­те схему скрещивания, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потомства.

Объясните фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

Пояснение.

Дано:

А – высокие

а – карликовые

В – округлые

b — грушевидные

♀ Аа Вb – по усло­вию ди­ге­те­ро­зи­гот­ное вы­со­кое рас­те­ние с округлыми плодами

♂ ааbb — кар­ли­ко­вое рас­те­ние с гру­ше­вид­ны­ми плодами

В потом­стве по­лу­ча­ем 39 — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (А_bb) и 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми (ааВ_) и 12 рас­те­ний вы­со­ких с округ­лы­ми пло­да­ми (А_В_); 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (аа bb).

Такое со­че­та­ние фе­но­ти­пов показывает, что при­зна­ки вы­со­кие – гру­ше­вид­ные (Аb) и кар­ли­ко­вые – округ­лые (аВ) сцеплены, но не полностью. По­яв­ле­ние 4 фе­но­ти­пи­че­ских групп объ­яс­ня­ет­ся про­цес­сом кроссинговера.

Р1: ♀Аb//аВ х аавв

G: ♀Аb ♂ав

♀ аВ

♀АВ

♀аb

F1: Ааbb — 39 — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми плодами

аа Вb — 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми

Аа Вb — 12 — вы­со­ких с округ­лы­ми плодами

аа bb — 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

Ответ:

Генотипы потомства:

Ааbb — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

аа Вb — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми плодами

Аа Вb — вы­со­ких с округ­лы­ми плодами

аа bb — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

В F1 про­яв­ля­ет­ся закон сцеп­лен­но­го наследования. В потом­стве по­лу­ча­ет­ся 4 фе­но­ти­пи­че­ских группы, что го­во­рит о том, что идет кроссинговер.

8. Глухота — ауто­сом­ный признак; даль­то­низм – признак, сцеп­лен­ный с полом. В браке здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся ребёнок глу­хой дальтоник. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи.

Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ребёнка, его пол, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потомства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с обе­и­ми аномалиями.

Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном случае? Ответ обоснуйте.

Пояснение.

1) Так как у здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся глу­хой ре­бе­нок с дальтонизмом, то оба эти при­зна­ка рецессивны. Ро­ди­те­ли ге­те­ро­зи­гот­ны по пер­вой аллели, мать – ге­те­ро­зи­гот­на по при­зна­ку дальтонима; отец здо­ров – зна­чит его ге­но­тип ХDУ.

Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — АаХDХd, отец — АаХDУ;

2) Ро­ди­те­ли об­ра­зу­ют по че­ты­ре типа гамет, для ре­ше­ния за­да­чи не­об­хо­ди­мо по­стро­ить ре­шет­ку Пеннета.

Возможные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей:

мальчик глухой, даль­то­ник 1 ааХdУ :

девочки с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 ААХDХD : 1 АAХDХd : 2 АаХDХD : 2 АаХDХd :

мальчик с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 АAХDУ : 2 АaХDУ : маль­чи­ки с нор­маль­ным слу­хом даль­то­ник 1 АAХdУ : 2 АаХdУ : де­воч­ка глу­хая с нор­маль­ным цве­то­вым вос­при­я­ти­ем 1 aaХDХD : 1 aaХDХd : маль­чи­ки глу­хие с нор­маль­ным цве­то­вым зре­ни­ем 1 aaХDУ : маль­чик глу­хой даль­то­ник 1 aaХdУ

3) Ребёнок — глу­хой даль­то­ник — его генотип aaХdУ, пол — мужской (или мальчик). Вероятность рождения ребенка с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми — 1/16.

4) За­ко­ны наследственности: Не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние между пер­вым и вто­рым признаком; сцеп­лен­ное с Х-хромосомой по вто­ро­му признаку.

9. У дро­зо­фи­лы до­ми­нант­ные гены, кон­тро­ли­ру­ю­щие серую окрас­ку тела и раз­ви­тие щетинок, ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хромосоме.

Ре­цес­сив­ные ал­ле­ли этих генов, обу­слов­ли­ва­ю­щие чёрную окрас­ку тела и от­сут­ствие щетинок, на­хо­дят­ся в другой, го­мо­ло­гич­ной хромосоме.

Какое по ге­но­ти­пам и фе­но­ти­пам потом­ство и в каком про­цент­ном со­от­но­ше­нии можно ожи­дать от скре­щи­ва­ния ди­ге­те­ро­зи­гот­ной серой самки, име­ю­щей раз­ви­тые щетинки, с чёрным самцом, не име­ю­щим щетинок, при условии, что у самки 50 % гамет были кроссоверными?

Пояснение.

1) ♀ АаВв × ♂ аавв

Гаметы

♀АВ/, ♀Ав, ♀аВ, ♀ав/ ♂ав

2) F1 AaBв – серые с щетинками

Аавв – серые без щетинок

ааВв – чёрные с щетинками

аавв – чёрные без щетинок

3) От­но­ше­ние 1:1:1:1: или по 25 % осо­бей с каж­дым из ука­зан­ных фенотипов.

10. У че­ло­ве­ка ген нор­маль­но­го слуха (В) до­ми­ни­ру­ет над геном глу­хо­ты и на­хо­дит­ся в аутосоме; ген цве­то­вой сле­по­ты (дальтонизма – d) ре­цес­сив­ный и сцеп­лен с Х-хромосомой.

В семье, где мать стра­да­ла глухотой, но имела нор­маль­ное цве­то­вое зрение, а отец – с нор­маль­ным слу­хом (гомозиготен) дальтоник, ро­ди­лась девочка-дальтоник с нор­маль­ным слухом. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи.

Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, дочери, воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей и ве­ро­ят­ность в бу­ду­щем рож­де­ния в этой семье детей-дальтоников с нор­маль­ным слу­хом и глухих. Какие за­ко­ны на­сле­до­ва­ния про­яви­лись в этой семье?

Пояснение.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет по условию:

В – нор­маль­ный слух; b – глухота;

ХD – нор­маль­ное цве­то­вое зрение; Хd – даль­то­низм (ген цве­то­вой слепоты).

1) Опре­де­лим ге­но­ти­пы родителей:

мать стра­да­ла глухотой, но имела нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние – ♀bbХDХ?;

отец – с нор­маль­ным слу­хом (гомозиготен), даль­то­ник – ♂BBХdY.

Так как у них ро­ди­лась девочка-дальтоник с нор­маль­ным слу­хом (В?ХdХd), то одну га­ме­ту BХdона по­лу­чи­ла от отца, а дру­гую от ма­те­ри – bХd.

Мы можем опре­де­лить ге­но­тип ма­те­ри ♀bbХDXd и до­че­ри ♀BbХdХd.

2) Со­ста­вив схему скрещивания, опре­де­ля­ем воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей:

P ♀bbХDXd → ♂BBХdY; G ♀bХD ♀bХd ♂BХd ♂BY

F1 BbХDXd; BbХDY; BbХdXd; BbХdY

Вероятность рож­де­ния детей даль­то­ни­ков с нор­маль­ным слу­хом 50 %, глу­хих – 0 %.

3) Законы: по вто­ро­му при­зна­ку (цветовое зрение) – наследование, сцеп­лен­ное с полом, так как при­знак сцеп­лен с Х-хромосомой; между пер­вым и вто­рым при­зна­ком – не­за­ви­си­мое наследование, так как ауто­сом­ные гены не сцеп­ле­ны и на­хо­дят­ся в раз­ных го­мо­ло­гич­ных хромосомах.

11. Форма кры­льев у дро­зо­фи­лы – ауто­сом­ный ген, ген раз­ме­ра глаз на­хо­дит­ся в Х-хромосоме. Ге­те­ро­га­мет­ным у дро­зо­фи­лы яв­ля­ет­ся муж­ской пол.

При скре­щи­ва­нии двух дро­зо­фил с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми и нор­маль­ны­ми гла­за­ми в потом­стве по­явил­ся самец с за­кру­чен­ны­ми кры­лья­ми и ма­лень­ки­ми глазами. Этого самца скре­сти­ли с ро­ди­тель­ской особью. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи.

Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и по­лу­чен­но­го самца F1, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы потом­ства F2. Какая часть самок от об­ще­го числа по­том­ков во вто­ром скре­щи­ва­нии фе­но­ти­пи­че­ски сход­на с ро­ди­тель­ской самкой? Опре­де­ли­те их генотипы.

Пояснение.

1. Определяем какие признаки доминантные. Т.к. скрестили гетерозигот, и в потомстве получили признак, которого не было у родительских форм, значит, А – нормальные крылья (доминантный аутосомный), а – закрученные крылья (рецессивный аутосомный); XB – нормальные глаза, Xb – маленькие глаза.

Гамету aXbсамец с закрученными крыльями и маленькими глазами получил от матери; aY -от отца; отсюда генотипы родительской пары: ♀AaXBXb; ♂ AaXBY

2. P ♀ AaXBXb x ♂ AaXBY, в F1 самец aaXbY

3. Теперь этого самца скрещиваем с родительской самкой

P ♀ AaXBXb x ♂ aaXbY

G ♀ AXB; Axb; aXB; aXb

G ♂ aXb; aY

F1 AaXBXb−нормальные крылья, нормальные глаза

AaXbXb−нормальные крылья, маленькие глаза

aaXBXb−закрученные крылья, нормальные глаза

aaXbXb−закрученные крылья, маленькие глаза

AaXBY−нормальные крылья, нормальные глаза

AaXbY−нормальные крылья, маленькие глаза

aaXBY−закрученные крылья, нормальные глаза

aaXbY−закрученные крылья, маленькие глаза

4. Фенотипически сходна с родительской самкой (с нормальными крыльями и нормальными глазами) 1/8 часть самок от общего числа потомков F2 (12,5%)

Источник: //infourok.ru/reshenie-geneticheskih-zadach-po-teme-sceplennoe-nasledovanie-priznakov-klass-poyasneniya-2765337.html

Сцепленное наследование (с кроссинговером) – Биофанат

4 Фенотипические группы

1) Женщина, котораяунаследовала ген мышечной дистрофии и ген гемофилии от отца, вышла замуж заздорового мужчину. Расстояние между рассматриваемыми генами 12 морганид.Определите вероятность рождения детей с двумя заболеваниями?

2) У дрозофилы доминантные гены, контролирующие серу окраску тела и развитие щетинок, локализованы в одной хромосом и находятся на расстоянии около 6 морганид.

Рецессивные алле этих генов, обусловливающие черную окраску тела и отсутствие щетинок, находятся в другой гомологичной хромосоме.

Какое потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной серой самки, имеющей развитые щетинки, черным самцом, не имеющим щетинок?  

Дано:

А – серая окраска тела

а – черная окраска тела

В – развитые щетинки

в – отсутствие щетинок

6 морганид – расстояние между неаллельными генами

F,-?

Решение: Так как расстояние между неаллельными генами равно 6 морганидам, следовательно, у родителей в 94 % случаях будут образовываться нормальные гаметы, а в 6 % – кроссоверные гаметы.

Так, у самки возможно образование 4-х типов гамет (два типа нормальных гамет и два типа кроссоверных гамет), из которых по 47 % придется на каждый тип нормальных гамет (94 % : 2 = 47 %) и по 3 %на каждый тип кроссоверных гамет (6 % : 2 = 3 %).

Поскольку самец  рецессивен по обоим парам признаков, то у него образуется один тип  гамет , т.е. нормальные и кроссоверные гаметы одинаковы.

Тип задачи – наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере.

Ответ: В потомстве наблюдается расщепление в следующем соотношении: 47 % серых мух с щетинками, 47 % черных мух без щитинок, 3 % серых мух без щетинок и 3 % черных мух с щетинками.

3)При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна.

При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи.

Определите генотипы родитетелй и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.

Поскольку в первом поколении получилось единообразие (первый закон Менделя), следовательно, скрещитвали гомозигот, в F1 получилась дигетерозигота, несущая доминантные признаки.

А – гладкие зерна, а – морщинистые зерна. B – окрашенные зерна, b – неокрашенные зерна.

Анализирующее скрещивание – это скрещивание с рецессивной гомозиготой. Поскольку во втором поколении получилось неравная численность фенотипических групп, следовательно, имело место сцепленное наследование.

Те фенотпические группы, которые представлены в большом количестве, получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе.

PAB ABxab ab
GABab
F1AB ab
гладкие окрашен.
AB abxab ab
Gнормальные гаметысо сцеплением, многоABab
ab
рекомбинантные гаметыс нарушеннымсцеплением, малоAb
aB
F2AB abab abAb abaB ab
гладкие окрашенные,много (1200)морщинист. неокрашен., много (1215)гладкие неокрашен.,мало (309)морщинист. окрашен.,мало (315)

Формирование четырех фенотипических групп проихошло из-за кроссинговера, которые привел к частичному нарушению сцепления.

Источник: //www.sites.google.com/site/biofanat/metodiceskaa-kopilka/obsaa-biologia/genetika/zadaci-po-genetike-1/primery-resenia-zadac-na-sceplennoe-nasledovanie-s-krossingoverom

4 Фенотипические группы

4 Фенотипические группы

При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 – высоких с грушевидными плодами; 40 – карликовых с округлыми плодами; 14 – карликовых с грушевидными плодами.

Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

а – карликовое растение, А – высокое растение

b – грушевидные плоды, B – округлые плоды

//www.youtube.com/watch?v=cdUeTZAbHYo

Дигетерозиготное растение имеет генотип AaBb, карликовое растение с грушевидными плодами – aabb. Поскольку количество потомков получилось неравное (не 1:1:1:1), следовательно, происходит сцепление.

Те фенотипические группы, которые представлены в большом количестве (39+40), получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве (12+14) – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе.

Признаки нормальных потомков “высокий грушевидный” и “карликовый округлый”, следовательно, эти гены находятся в одной хромосоме, дигетерозиготный родитель Ab//aB.

У одного родителя образуется четыре вида гамет, а у другого – один. Cочетание приводит к получению четырех фенотипических групп потомства. Нормальных гамет получается больше, чем рекомбинантных, поэтому нормального потомства (полученного из нормальных гамет) получается больше, чем рекомбинантного (полученного из рекомбинантных гамет).

При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми (a) неокрашенными (b) семенами в потомстве получено расщепление по фенотипу: 100 растений с гладкими окрашенными семенами; 1500 – с морщинистыми окрашенными; 110 – с морщинистыми неокрашенными; 1490 – с гладкими неокрашенными. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

а – морщинистые семена, А – гладкие семена

b – неокрашенные семена, B – окрашенные семена

Дигетерозиготное растение имеет генотип AaBb, растение с морщинистыми неокрашенными семенами – aabb. Поскольку количество потомков получилось неравное (не 1:1:1:1), следовательно, происходит сцепление.

Те фенотипические группы, которые представлены в большом количестве (1500+1490), получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве (100+110) – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе.

Признаки нормальных потомков “морщинистые окрашенные” и “гладкие неокрашенные”, следовательно, эти гены находятся в одной хромосоме, дигетерозиготный родитель Ab//aB.

У одного родителя образуется четыре вида гамет, а у другого – один. Cочетание приводит к получению четырех фенотипических групп потомства. Нормальных гамет получается больше, чем рекомбинантных, поэтому нормального потомства (полученного из нормальных гамет) получается больше, чем рекомбинантного (полученного из рекомбинантных гамет).

При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами.

При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2.

Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырех фенотипических групп особей в F2.

В первом поколении все потомство получилось одинаковым (первый закон Менделя) – следовательно, скрещивали гомозигот, потомство гетерозиготное, проявившиеся у него признаки доминируют.

А – гладкие семена, а – морщиныстые семена.

В – окрашенные семена, b – неокрашенные семена.

При образовании гамет у потомства F1 за счет кроссинговера происходит рекомбинация, получается 4 вида гамет, из-за этого в F2 получается 4 фенотипических группы.

В первом скрещивании работал первый закон Менделя (закон единообразия). Во втором скрещивании проявилось сцепленное наследование.

Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть.

В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% — Извитую шерсть, нормальной длины, 10% — прямую нормальной длины и 10% — извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний.

Какой закон проявляется в этом скрещивании?

Неравное количество фенотипических классов говорит о сцепленном наследовании: гены прямой и длинной шерсти сцеплены на расстоянии 20 морганид. Проявляется закон сцепленного наследования.

В – шерсть нормальной длины, b – длинная шерсть.

Источник: //www.bio-faq.ru/ccc/ccc136.html

4 фенотипические группы

для преподавателей СПО

План- конспект бинарного урока по экономике и информатике

Методическое пособие ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями МДК 03.01.Эксплуатация контрольно-кассовой техники Тема: Правила определения платежеспособности государственных денежных знаков

План открытого бинарного урока учебной практики Профессия: « Продавец, контролер-кассир» ПМ 02. Продажа продовольственных товаров МДК 02.01 Розничная торговля продовольственными товарами Раздел 1. Товароведная характеристика продовольственных товаров

Методическая разработка учебного занятия Специальность: 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения МДК.01.01

Методическая разработка урока по ПМ.02 Сварка и резка деталей и узлов машин, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях шва.

Источник: //atestat.umk-spo.biz/atest/injaz/biolog_41

Генетика (Часть 4)

Рассмотрим тему Генетика (Часть 4) из предмета Биология и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Генетика (Часть 4), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Источник: //gupmok.ru/4-fenotipicheskie-gruppy/

Генетика (Часть 4)

4 Фенотипические группы

17. За­да­ние 40 .

 При скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го рас­те­ния ку­ку­ру­зы с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми и рас­те­ния с мор­щи­ни­сты­ми (a) не­окра­шен­ны­ми (b) се­ме­на­ми в потом­стве по­лу­че­но рас­щеп­ле­ние по фе­но­ти­пу: 100 рас­те­ний с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми; 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми; 110 — с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми; 1490 — с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми. Со­ставь­те схему скре­щи­ва­ния, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потом­ства. Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

По­яс­не­ние.

Дано:

А – глад­кие

а – мор­щи­ни­стые

В – окра­шен­ные

b — не­окра­шен­ные

♀ Аа Вb – по усло­вию ди­ге­те­ро­зи­гот­ное рас­те­ние с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми

♂ ааbb – с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми

В потом­стве по­лу­ча­ем 1490 — с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми (А_bb) и 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми (ааВ_) и 100 глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми (А_В_); 110 — с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми (аа bb).

Такое со­че­та­ние фе­но­ти­пов по­ка­зы­ва­ет, что при­зна­ки глад­кие – не­окра­шен­ные (Аb) и мор­щи­ни­стые – окра­шен­ные (аВ) сцеп­ле­ны, но не пол­но­стью. По­яв­ле­ние 4 фе­но­ти­пи­че­ских групп объ­яс­ня­ет­ся про­цес­сом крос­син­го­ве­ра.

Р1: ♀Аb//аВ х аавв

G: ♀Аb ♂ав

♀ аВ

♀АВ

♀аb

F1: Ааbb — 1490 — с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми

аа Вb — 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми

Аа Вb — 100 — глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми

аа bb — 110 — с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми

Ответ:

Ге­но­ти­пы потом­ства:

Ааbb — с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми

аа Вb — с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми

Аа Вb — глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми

аа bb — с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми

В F1 про­яв­ля­ет­ся закон сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния. В потом­стве по­лу­ча­ет­ся 4 фе­но­ти­пи­че­ских груп­пы, что го­во­рит о том, что идет крос­син­го­вер.

18. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ду­ши­сто­го го­рош­ка с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми и рас­те­ния без уси­ков и с блед­ны­ми цвет­ка­ми в F1 все рас­те­ния были с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми.

От скре­щи­ва­ния ги­бри­да из F1 и рас­те­ния с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми были по­лу­че­ны рас­те­ния с двумя фе­но­ти­па­ми: с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми; с уси­ка­ми и блед­ны­ми цвет­ка­ми. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, потом­ства F1 и F2.

Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в F1 и F2?

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

В F1 все потом­ство по­лу­чи­лось оди­на­ко­вым. Сле­до­ва­тель­но, скре­щи­ва­ли двух го­мо­зи­гот, про­явив­ши­е­ся в F1 при­зна­ки яв­ля­ют­ся до­ми­нант­ны­ми.

A — усы, a — без усов

B — яркие цвет­ки, b — блед­ные цвет­ки

1) 1-е скре­щи­ва­ние:

Р ♀ ААBВ х ♂ ааbb

G АB аb

F1 АаBb

с уси­ка­ми, яркие

2) 2-е скре­щи­ва­ние:

Р ♀ АВ//аb х ♂ ААВb

G ♀АB, ♀аb ♂АB, ♂Ab

F1 ААВВ АаBb, AaBb Aabb

по фе­но­ти­пу: 3 с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми: 1 с уси­ка­ми и блед­ны­ми цвет­ка­ми

3) Гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков, яв­ля­ют­ся до­ми­нант­ны­ми, так как при 1-м скре­щи­ва­нии всё по­ко­ле­ние рас­те­ний было оди­на­ко­вым и имело яркие цвет­ки и усики.

Гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков (А, В), ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме и на­сле­ду­ют­ся сцеп­ле­но, так как при 2-м скре­щи­ва­нии об­ра­зо­ва­лось толь­ко две фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы.

При­ме­ча­ние.

Дан­ная за­да­ча ре­ша­ет­ся и без сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния, если во вто­ром по­ко­ле­нии скре­щи­ва­ем с рас­те­ни­ем с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми по ге­но­ти­пу ААВb, об­ра­зу­ет­ся две фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы.

Но так как ге­не­ти­ка­ми было уста­нов­ле­но, что гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков (А, В), ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме и на­сле­ду­ют­ся сцеп­ле­но, то ре­ша­ем за­да­чу как «сцеп­лен­ное на­сле­до­ва­ние»

19. За­да­ние 40 . Среди при­зна­ков, свя­зан­ных с Х-хро­мо­со­мой, можно ука­зать на ген, ко­то­рый вы­зы­ва­ет не­до­ста­точ­ность ор­га­ни­че­ско­го фос­фо­ра в крови.

В ре­зуль­та­те при на­ли­чии этого гена часто раз­ви­ва­ет­ся рахит, устой­чи­вый к ле­че­нию обыч­ны­ми до­за­ми ви­та­ми­на D. В бра­ках де­вя­ти боль­ных жен­щин со здо­ро­вы­ми муж­чи­на­ми среди детей была по­ло­ви­на боль­ных де­во­чек и по­ло­ви­на боль­ных маль­чи­ков.

Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния и при­чи­ну та­ко­го рас­щеп­ле­ния при­зна­ка по ге­но­ти­пам.

По­яс­не­ние.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ХFХf и ХfУ;

2) ге­но­ти­пы детей ХFУ, ХFХf, ХfХf, ХfY;

3) ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния до­ми­нант­ный, сцеп­лен­ный с Х-хро­мо­со­мой.

20. За­да­ние 40 . Глу­хо­та — ауто­сом­ный при­знак; даль­то­низм – при­знак, сцеп­лен­ный с полом. В браке здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся ребёнок глу­хой даль­то­ник. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи.

Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ребёнка, его пол, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потом­ства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми.

Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном слу­чае? Ответ обос­нуй­те.

По­яс­не­ние.

1) Так как у здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся глу­хой ре­бе­нок с даль­то­низ­мом, то оба эти при­зна­ка ре­цес­сив­ны. Ро­ди­те­ли ге­те­ро­зи­гот­ны по пер­вой ал­ле­ли, мать – ге­те­ро­зи­гот­на по при­зна­ку даль­то­ни­ма; отец здо­ров – зна­чит его ге­но­тип ХDУ.

Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — АаХDХd, отец — АаХDУ;

2) Ро­ди­те­ли об­ра­зу­ют по че­ты­ре типа гамет, для ре­ше­ния за­да­чи не­об­хо­ди­мо по­стро­ить ре­шет­ку Пен­не­та.

Воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей:

маль­чик глу­хой, даль­то­ник 1 ааХdУ :

де­воч­ки с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 ААХDХD : 1 АAХDХd : 2 АаХDХD : 2 АаХDХd :

маль­чик с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 АAХDУ : 2 АaХDУ : маль­чи­ки с нор­маль­ным слу­хом даль­то­ник 1 АAХdУ : 2 АаХdУ : де­воч­ка глу­хая с нор­маль­ным цве­то­вым вос­при­я­ти­ем 1 aaХDХD : 1 aaХDХd : маль­чи­ки глу­хие с нор­маль­ным цве­то­вым зре­ни­ем 1 aaХDХD : маль­чик глу­хой даль­то­ник 1 aaХdУ

3) Ребёнок — глу­хой даль­то­ник — его ге­но­тип aaХdУ, пол — муж­ской (или маль­чик). Ве­ро­ят­ность рож­де­ния ре­бен­ка с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми — 1/16.

4) За­ко­ны на­след­ствен­но­сти: Не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние между пер­вым и вто­рым при­зна­ком; сцеп­лен­ное с Х-хро­мо­со­мой по вто­ро­му при­зна­ку.

21. За­да­ние 40 . У дро­зо­фи­лы до­ми­нант­ные гены, кон­тро­ли­ру­ю­щие серую окрас­ку тела и раз­ви­тие ще­ти­нок, ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме.

Ре­цес­сив­ные ал­ле­ли этих генов, обу­слов­ли­ва­ю­щие чёрную окрас­ку тела и от­сут­ствие ще­ти­нок, на­хо­дят­ся в дру­гой, го­мо­ло­гич­ной хро­мо­со­ме.

Какое по ге­но­ти­пам и фе­но­ти­пам потом­ство и в каком про­цент­ном со­от­но­ше­нии можно ожи­дать от скре­щи­ва­ния ди­ге­те­ро­зи­гот­ной серой самки, име­ю­щей раз­ви­тые ще­тин­ки, с чёрным сам­цом, не име­ю­щим ще­ти­нок, при усло­вии, что у самки 50 % гамет были крос­со­вер­ны­ми?

По­яс­не­ние.

1) ♀ АаВв × ♂ аавв

Га­ме­ты

АВ/, Ав, аВ, ав/ ав

2) F1 AaBв – серые с ще­тин­ка­ми

Аавв – серые без ще­ти­нок

ааВв – чёрные с ще­тин­ка­ми

аавв – чёрные без ще­ти­нок

3) От­но­ше­ние 1:1:1:1: или по 25 % осо­бей с каж­дым из ука­зан­ных фе­но­ти­пов.

22. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии белых кро­ли­ков с мох­на­той шер­стью и чёрных кро­ли­ков с глад­кой шер­стью по­лу­че­но потом­ство: 50% чёрных мох­на­тых и 50% чёрных глад­ких.

При скре­щи­ва­нии дру­гих пар белых кро­ли­ков с мох­на­той шер­стью и чёрных кро­ли­ков с глад­кой шер­стью 50% потом­ства ока­за­лось чёрными мох­на­ты­ми и 50% — бе­лы­ми мох­на­ты­ми. Со­ставь­те схему каж­до­го скре­щи­ва­ния.

Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства. Объ­яс­ни­те, какой закон про­яв­ля­ет­ся в дан­ном слу­чае.

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1) 1 скре­щи­ва­ние:

Р кро­ли­ки: белые мох­на­тые ааВb х чёрные глад­кие ААbb

G аВ, аb Аb

F1 50% чёрные мох­на­тые АаBb, 50% чёрные глад­кие Ааbb;

2) 2 скре­щи­ва­ние:

Р кро­ли­ки: белые мох­на­тые ааВВ х чёрные глад­кие Ааbb

G аВ Аb, аb

F1 50% чёрные мох­на­тые АаBb, 50% белые мох­на­тые ааВb;

3) про­яв­ля­ет­ся закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков

23. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ар­бу­за с длин­ны­ми по­ло­са­ты­ми пло­да­ми с рас­те­ни­ем, име­ю­щим круг­лые зелёные плоды, в потом­стве по­лу­чи­ли рас­те­ния с длин­ны­ми зелёными и круг­лы­ми зелёными пло­да­ми.

При скре­щи­ва­нии та­ко­го же ар­бу­за с длин­ны­ми по­ло­са­ты­ми пло­да­ми с рас­те­ни­ем, име­ю­щим круг­лые по­ло­са­тые плоды, всё потом­ство имело круг­лые по­ло­са­тые плоды. Со­ставь­те схему каж­до­го скре­щи­ва­ния. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства.

Как на­зы­ва­ет­ся такое скре­щи­ва­ние и для чего оно про­во­дит­ся?

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1) 1 скре­щи­ва­ние:

Р плоды: длин­ные по­ло­са­тые х круг­лые зелёные

ааbb АаВВ

G аb АВ, аВ

F1 плоды: длин­ные зелёные ааBb, круг­лые зелёные АаВb;

2) 2 скре­щи­ва­ние:

Р длин­ные по­ло­са­тые плоды х круг­лые по­ло­са­тые плоды

ааbb ААbb

G аb Аb

F2 круг­лые по­ло­са­тые плоды Ааbb;

3) это ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние, ко­то­рое про­во­дит­ся для опре­де­ле­ния ге­но­ти­па особи с до­ми­нант­ны­ми при­зна­ка­ми

24. За­да­ние 40 .

 При скре­щи­ва­нии рас­те­ний то­ма­та с округ­лы­ми пло­да­ми (А) и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми (В) с рас­те­ни­я­ми, име­ю­щи­ми про­дол­го­ва­тые плоды и пят­ни­стые ли­стья, в потом­стве по­лу­че­но 350 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми, 123 рас­те­ния с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми, 119 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми и 344 рас­те­ния с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми. Со­ставь­те схему скре­щи­ва­ния, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потом­ства. Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1) P АаВb × ааbb

округ­лый плод про­дол­го­ва­тые плоды, нор­маль­ные ли­стья пят­ни­стые ли­стья

G АВ, Аb, аВ, аbаb

2) Ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы потом­ства:

350 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми – АаВb

123 – с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми –ааВb

119 – с округ­лы­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми –Ааbb

344 – с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми –ааbb.

3) При­сут­ствие в потом­стве двух групп осо­бей с до­ми­нант­ны­ми (350) и ре­цес­сив­ны­ми (344) при­зна­ка­ми при­мер­но в рав­ных долях – ре­зуль­тат сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния до­ми­нант­ных ал­ле­лей между собой и ре­цес­сив­ных ал­ле­лей между собой.

Две дру­гие фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы об­ра­зу­ют­ся при сли­я­нии гамет, сфор­ми­ро­вав­ших­ся в ре­зуль­та­те крос­син­го­ве­ра между ал­лель­ны­ми ге­на­ми.

Источник: //xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai/publ/poleznye_materialy/biologija/genetika_chast_4/26-1-0-5195

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. урок. Биология 10 Класс

4 Фенотипические группы

Дигибридным называется такое скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по двум парам альтернативных признаков. К дигибридному скрещиванию предъявляются следующие требования:

1. Каждый признак должен контролироваться одним геном.

2. Гены должны находиться в разных хромосомах.

Задачи на дигибридное скрещивание требуют знания законов Менделя по наследованию признаков двух пар аллельных генов (но являющихся по отношению друг к другу неаллельными), находящимися в разных парах гомологичных хромосом, поэтому наследуемых не сцепленно.

У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Скрестили между собой гомозиготные растения томатов с красными и гладкими плодами с гомозиготным растением томатов с желтыми и опушенными плодами. Определите генотип и фенотип потомства.

Условие задачи

Обозначим ген, отвечающий за красную окраску плодов – А

за желтую окраску плодов – а

за гладкие плоды                   – В

за опушенные плоды             – в

F2 – ?

Родительские организмы гомозиготные и имеют генотипы ААВВ и аавв (Рис. 1), они продуцируют гаметы одного типа.

Рис. 1. Схема скрещивания (Источник)

Растение с красными плодами образует гаметы, несущие доминантные аллели АВ, а растение с желтыми плодами образует гаметы, несущие рецессивные аллели ав.

Сочетание этих гамет приводит к образованию дигетерозиготы АаВв, поскольку гены А и В доминантные, то все гибриды первого поколения будут иметь красные и гладкие плоды.

Скрестим растения с красными и гладкими плодами из поколения F1c растением, имеющим желтые и опушенные плоды (Рис. 2). Определим генотип и фенотип потомства.

Рис. 2. Схема скрещивания (Источник)

Один из родителей является дигетерозиготой, его генотип АаВв, второй родитель гомозиготен по рецессивным аллелям, его генотип – аавв.

Дигетерозиготный организм продуцирует следующие типы гамет: АВ, Ав, аВ, ав; гомозиготный организм – гаметы одного типа: ав.

В результате получается четыре генотипических класса: АаВв, Аавв, ааВв, аавв и четыре фенотипических класса: красные гладкие, красные опушенные, желтые гладкие, желтые опушенные.

Расщепление по каждому из признаков: по окраске плодов 1:1, по кожице плодов 1:1.

Это типичное анализирующее скрещивание, которое позволяет определять генотип особи с доминантным фенотипом. Дигибридное скрещивание представляет собой два независимо идущих моногибридных скрещивания, результаты которых накладываются друг на друга.

Описанный механизм наследования при дигибридном скрещивании относится к признакам, гены которых расположены в разных парах негомологичных хромосом, то есть в одной паре хромосом располагаются гены, отвечающие за окраску плодов томата, а в другой паре хромосом располагаются гены, отвечающие за гладкость или опушенность кожицы плодов.

От скрещивания двух растений гороха, выросших из желтых и гладких семян, получено 264 желтых гладких, 61 желтых морщинистых, 78 зеленых гладких, 29 зеленых морщинистых семян. Определите, к какому скрещиванию относится наблюдаемое соотношение фенотипических классов.

В условии дано расщепление от скрещивания, получено четыре фенотипических класса со следующим расщеплением  9:3:3:1, и это свидетельствует о том, что были скрещены два дигетерозиготных растения, имеющих следующий генотип: АаВв и АаВв (Рис. 3).

Рис. 3 Схема скрещивания к задаче 2 (Источник)

Если построить решетку Пеннета, в которой по горизонтали и вертикали запишем гаметы, в квадратиках – зиготы, полученные при слиянии гамет, то получим четыре фенотипических класса с указанным в задаче расщеплением (Рис. 4).

Рис. 4. Решетка Пеннета к задаче 2 (Источник)

Неполное доминирование по одному из признаков. У растения львиный зев красная окраска цветков не полностью подавляет белую окраску, сочетание доминантного и рецессивного аллелей обуславливает розовую окраску цветов. Нормальная форма цветка доминирует над вытянутой и пилорической формой цветка (Рис. 5).

Рис. 5. Скрещивание львиного зева (Источник)

Скрестили между собой гомозиготные растения с нормальными белыми цветками и гомозиготным растением с вытянутыми красными цветками. Необходимо определить генотип и фенотип потомства.

Условие задачи:

А – красная окраска – доминантный признак

а – белая окраска – рецессивный признак

В – нормальная форма – доминантный признак

в – пилорическая форма – рецессивный признак

ааВВ – генотип белой окраски и нормальной формы цветка

ААвв – генотип красных пилорических цветков

F1– ?

Они продуцируют гаметы одного типа, в первом случае гаметы, несущие аллели аВ, во втором случае – Ав. Сочетание этих гамет приводит к возникновению дигетерозиготы, имеющий генотип АаВв – все гибриды первого поколения будут иметь розовую окраску и нормальную форму цветков (Рис. 6).

Рис. 6. Схема скрещивания к задаче 3 (Источник)

Скрестим гибриды первого поколения для определения окраски и формы цветка у поколения F2 при неполном доминировании по окраске.

Генотипы родительских организмов – АаВв и АвВв,

гибриды образуют гаметы четырех типов: АВ, Ав, аВ, ав (Рис. 7).

Рис. 7. Схема скрещивания гибридов первого поколения, задача 3 (Источник)

При анализе полученного потомства можно сказать, что у нас не получилось традиционного расщепления по фенотипу 9:3 и 3:1, так как у растений наблюдается неполное доминирование по окраске цветков (Рис. 8).

Рис. 8. Таблица Пеннета к задаче 3 (Источник)

Из 16 растений: три красных нормальных, шесть розовых нормальных, одно красное пилорическое, два розовых пилорических, три белых нормальных и одно белое пилорическое.

Мы рассмотрели примеры решения задач на дигибридное скрещивание.

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью.

Задача 4

Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазового левшу, у них родилось два ребенка – голубоглазый правша и голубоглазый левша. Определить генотип матери.

Запишем условие задачи:

А – карие глаза

а – голубые глаза

В – праворукость

в – леворукость

аавв – генотип отца, он гомозиготен по рецессивным аллелям двух генов

А – ? В – ? – генотип матери имеет два доминантных гена и теоретически может иметь

генотипы: ААВВ, АаВВ, ААВв, АаВв.

F1аавв, ааВ – ?

При наличии генотипа ААВВ у матери не наблюдалось бы никакого расщепления в потомстве: все дети были бы кареглазыми правшами и имели бы генотип АаВв, поскольку у отца образуются гаметы одного типа ав (Рис. 9).

Рис. 9. Схема скрещивания к задаче 4 (Источник)

Два ребенка имеют голубые глаза – значит, мать гетерозиготна по цвету глаз Аа, кроме этого один из детей – левша – это говорит о том, что мать имеет рецессивный ген в, отвечающий за леворукость, то есть мать – типичная дигетерозигота. Схема скрещивания и возможные дети от этого брака представлены на Рис. 10.

Рис. 10. Схема скрещивания и возможные дети от брака (Источник)

Тригибридным называется такое скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по трем парам альтернативных признаков.

Пример: скрещивание гороха с желтыми гладкими семенами и пурпурной окраской цветков с зелеными морщинистыми семенами и белой окраской цветков.

У тригибридных растений проявятся доминантные признаки: желтая окраска и гладкая форма семян с пурпурной окраской цветка (Рис. 11).

Рис. 11. Схема тригибридного скрещивания (Источник)

Тригибридные растения в результате независимого расщепления генов продуцируют

восемь типов гамет – женских и мужских, сочетаясь, они дадут в F264 комбинации, 27 генотипов и 8 фенотипов.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. – 5-е издание, стереотипное. – Дрофа, 2010.
  2. Беляев Д.К. Общая биология. Базовый уровень. – 11 издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Общая биология, 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Дать определение дигибридному скрещиванию.
  2. Написать возможные типы гамет, продуцируемых организмами со следующими генотипами: ААВВ, CcDD.
  3. Дать определение тригибридному скрещиванию.

Источник: //interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/reshenie-geneticheskih-zadach-na-digibridnoe-skreschivanie

ТерриторияЗдоровья
Добавить комментарий